Статистика






   ФОРУМ О ТАРО




                             Лаборатория таро
                                                            таро, астрология,  гадание на картах, обучение, консультации

Главная | Мой профиль | Выход

| Регистрация | Вход
статьи, заметки, эссе


Главная » Статьи » статьи по эзотерике

4-Конспект лекций : Мария-Луиза фон Франц Прорицание и синхрония. Психология значимого случая

Лекция 4

Число связано с отрезком времени. Я думаю, что это и есть главная связь. Если Мы рассматриваем архетипы или архетипические воспроизведения, в которых проявляется временная последовательность, то нам открывается закономерность, порядок.

Юнг писал, что центр мандалы символизирует изначальную единичность архетипов. Используя терминологии Юнга, можно сказать, что все архетипы едины; центр мандалы символизирует эту единичность, а также многообразие зримого мира.

Так, вращая кристалл, человек думаете, что видит новую грань, а на самом деле он видит разные стороны одного и того же кристалла. Следовательно, мы можем представить себе коллективное бесоззнательное как вечную Самость, которая от нас ускользает. Например, если архетип героя или бога Солнца — одна грань кристалла, то при вращении мы увидим его другую грань. При этом важен вопрос времени. Какую грань мы видим раньше? Существует временная последовательность восприятия. Об этом свидетельствуют мифы, в которых фигурируют не только стереотипные персонажи. Например, в сказках присутствуют не только характерные фигуры короля шута, колдуна и волшебных животных, но и различные вариации на эту тему.Детальный обзор различных мифологических систем показывает, что определенные базовые элементы неизменны: божественное дитя, герой, змея, дракон, враг героя и т. д.

Если герою помогает животное, он обязательно победит. В сказках и мифах я не обнаружила исключений из этого правила. Таким образом, последовательность событий в сказке можно с определенной точностью предсказывать. Это свидетельствует о том, что существуют не только типичные мотивы, но и типичные последовательности архетипических событий.Физик Вольфганг Паули даже предположил, что таким образом можно объяснить явление предвидения. Имеется в виду, что человек бессознательно знает, какой архетип констеллирован в данном случае, и на этом основании может предсказать будущие события. Иными словами, явление психического предвидения основано на существовании временной последовательности архетипа.

Архетипическая сказка, подобно сновидению, воспроизводит поток психической энергии.Известно, что Юнг, который ввел концепцию психической энергии, рассматривал сновидения как поток событий, последовательность образов, визуально представляющих поток энергии. Поэтому важную роль в анализе сновидений играют лизис или катастрофа, которыми они обычно завершаются, ибо это указывает на направление потока энергии. В процессе анализа, слушая описание сновидения, я всегда думаю, "а что потом?". Я сохраняю в памяти финал сновидения. Иногда я уточняю, действительно ли это последнее предложение. Получив утвердительный ответ, я понимаю, что именно до этой точки дошел поток психической энергии, и узнаю, в каком направлении он движется. Важную роль в описании сновидения играет вступление, ибо оно показывает расположение рассказчика в мире путаницы и беспорядка. Завершающее предложение показывает направление, избранное потоком энергии.Таким образом, мы рассматриваем сновидения как визуальное отражение потока энергии бессознательного. Это справедливо и для мифологических сновидений, сказок и мифов.

Современные физики полагают, что скачок кванта, или переход электрона на внешнюю орбиту, изменяет структуру атома не только количественно, но и качественно, следовательно, невозможно провести четкую границу между количеством и качеством, это концепции, дополняющие друг друга. Одно и то же можно рассматривать как с количественной, так и с качественной точек зрения. Виктор Вейскопф отмечает, что даже физическая энергия имеет качественный аспект, поскольку состоит да различных структур. Изменение количества приводит к изменению структуры и тем самым к изменению того, что мы называем качеством.

Предрассудок европейцев заключается в том, что число может обозначать только количество; оно является для нас средством счета. Думая об одном, двух яблоках и т. п., мы полагаем, что это их количество. Однако, если число, согласно гипотезе Юнга, является архетипом, объединяющим мир психического и материального, то оно должно иметь отношение и к качеству. Откровением для меня явился тот факт, что в Китае число означает качество.Прочитав работу Марселя Гране "Китайское мышление", вы узнаете, что для китайцев число представляет качественные структуры. Например, единица указывает на Вселенную и ее закономерности, скажем, Тао. Два указывает на зримую реальность музыки, чувств, физики и т. д. Это столь неожиданно, что поначалу, читая Гране, я испытывала значительные трудности, пока не дошла до рассказа, который одним махом прояснил для меня эту проблему. Одиннадцать генералов должны были принять решение — атаковать в сражении, или отступить. На совете выяснилось, что мнения их расходятся. После длительного обсуждения они решили голосовать. Трое были за наступление, а восемь — за отступление. Они решили наступать, ибо три — это число единогласия!Дело в том, что в Китае число три олицетворяет единогласие, поэтому трое проголосовавших олицетворяли бессознательное единство, свидетельствовавшее о том, что восемь противников в действительности были за наступление. В результате атака увенчалась победой.Эта идея кажется безумной, но при глубоком ее прочтении понимаешь, что такое качество числа. При голосовании важно не большинство, а правильный выбор числа.

В Книге Перемен, в гексаграмме 60, названной Ограничение (Chieh), говорится, что беспредельности в жизни и в природе не существует, она — зло. У природы есть свои пределы — у звезд свои пути, деревья не превышают определенной высоты; у всего в природе есть своя мера — так и жизни человека, имеющей смысл, присуща правильная мера. В гексаграмме 60 говорится, что "превосходный человек создает число и меру и исследует природу добродетели и правильного поведения". Здесь идея числа связана с добродетелью.В конце предыдущей лекции я пыталась объяснить, что у поступка нет объективного измерения,— все зависит от меры и времени, от его правомерности. Для китайца добродетель — это совершение правильных поступков, в должной мере, в верный момент времени. Особенно часто приходится сталкиваться с этой идеей в рамках психоанализа. Если я сообщаю пациенту некую истину сегодня, я рискую его погубить, а если сообщу ее через три недели, то, возможно, помогу ему. Для любого поступка нужно выбрать правильный момент. Преждевременное действие и опоздание мешают исполнению задуманного.

Примитивный человек отвечает черными и белыми реакциями (ему либо нравится, либо нет; промежуточных тонов нет). Так реагируют люди мыслительного типа, тогда как люди, относящиеся к чувствующему типу, демонстрируют спектр реакций. На вопрос о своем отношении к какому-то лицу человек чувствующего типа ответит, что его мнение отчасти такое-то, частично несколько иное и добавит несколько критических замечаний, в результате мы получим целый спектр личности, а также информацию о различных чувствах по отношению к данному лицу.Люди, чувства которых слабо дифференцированы, видят сны, призывающие их открыть для себя новые цвета.

В Китае радуга является символом Эроса, ибо соединяет небо и землю, которые в Китае олицетворяют принципы Инь и Ян, поэтому радуга — символ чувства и эротического соединения. Чувство имеет спектр и числовую конституцию; существуют сложные конструкции, состоящие из чувств, времени и чисел.Я пыталась проследить полярное соотношение между количеством и качеством, но у них единый корень, произрастающий в человеке. Они тайно дополняют друг друга. Я хочу обратить ваше внимание на книгу Юнга "Символы Трансформации", в которой он впервые разрабатывает подход к психике с энергетической точки зрения. Он отмечает, что 80% начальных проявлений психической энергии младенца представляют собой ритмические движения рук, ног и головы даже при произнесении первых звуков. Часами младенец может забавляться, пуская пузыри и издавая ритмические звуки.Первобытные люди также могут действовать только в определенном ритме, поэтому они бьют в барабан или поют во время работы.

Для пробуждения ганы следует петь и барабанить, возбуждая энергию. То же самое относится к детям. В этом один из секретов педагогики. Учителям важно знать, что, разбудив детскую гану, они добьются прекрасных результатов. Дети не ленивы, у них те же проблемы, что у первобытных людей, их надо "запустить". Но уж если они начали увлеченно работать, остановить их трудно.Итак, первоначальное проявление психической энергии, когда она становится проявлением культуры, связано с ритмом; это не случайное, а ритмическое движение. Юнг считает, что это — духовная форма инстинкта, и именно в этом случае физиологический аспект приобретает оттенок духовности.

Во всех способах прорицания, которые, по моему мнению, являются примитивными попытками человека сосчитать психическую энергию и ее констелляции, встречается обратный счет. В И Цзин берут 50 палочек и одну откладывают. Затем берут пучок и откладывают палочки до получения в остатке одной, двух, трех или четырех. Т. е. буквально считают обратно. Так обстоит дело во всех методах прорицания, где используются числа. Все методы прорицания с использованием оракулов, возможно, по символической причине, используют идею обратного счета чисел.

В терминах психологии можно сказать: если мы сомневаемся или находимся в неопределенной ситуации, многие вопросы ошеломляют нас. Один поступок приведет к тому-то, другой — к другому. Мы теряемся. Не знаем, что делать. Возникает желание вернуться к определенному смыслу, к собственному центру, где есть только одно значение и одно направление.В геомантии, например, человек совершенно произвольно берет горсть камешков и начинает отнимать по два камешка, пока не получит в остатке один или два. Это следует повторить несколько раз; по результатам делается вывод о том, какова ситуация в символическом выражении, и человек отходит от многообразных сложностей, возвращаясь к начальной единичности с помощью указанной символической ритуальной процедуры.

Числа отсчитываются в обратном порядке. Китайцы говорят, что будущее всегда присутствует в зародыше. Если я знаю, как дерево сжимается до семени, то я могу предсказать, как из него вырастет дерево. Если нам известна исходная точка какой-либо ситуации, то мы можем прогнозировать ее последствия.Психологически это означает, что если нам известна архетипическая констелляция, лежащая в основе ситуации, то мы можем предвидеть развитие событий. Архетипические сновидения действительны в среднем от трех до шести месяцев, иногда в течение десяти лет или даже всей жизни. Это зависит от значимости сновидения. Сновидения, вызванные личностным бессознательным, действительны около трех дней. Поэтому очень часто во время анализа человеку снятся сны, являющиеся реакцией на повседневные события.

Юнг заинтересовался сновидениями детей; ранние сны ребенка иногда предвосхищают всю его жизнь. Это похоже на семя: смотришь сновидения ребенка и видишь семя жизни, которое в дальнейшем превратится в дерево. В архетипических сновидениях ребенка семя различно уже с двух- или трехлетнего возраста. Можно сказать, что наша психологическая деятельность фактически состоит в обратном счете. Я полагаю, что именно это заставило Фрейда придавать такое большое значение детскому опыту. Вдохновленный этой идеей, он перевел ее в область сознания. Фрейд относил ее только к внешним событиям детства, а не к архетипическим констелляциям. Иногда детское сновидение представляет собой семя всей судьбы. Если вы сможете прочитать такой паттерн, то вы сможете в определенной степени прочитать будущий паттерн жизни. Невозможно детально выявить события, но общая картина появится.

Как известно, Юнг полагал, что глубинные слои бессознательного, соответствующие, в основном, слоям коллективного бессознательного в психике, находятся вне времени и пространства. Я уже отмечала, что в детских сновидениях порой выявляется вся судьба личности; будущее присутствует в бессознательном. Однако в сознательном существовании личности может потребоваться более 20, 30 или 60 лет для ее реализации. Поэтому следует допустить, что определенные архетипические концепции относительно вечны.

Временная концепция, что бы она ни значила, несомненно связана с потоком энергии в сознании, поскольку наши сознательные процессы следуют друг за другом.В бессознательном такая последовательность иногда не соблюдается. Например, в процессе открытия некоторых математических теорий Пуанкаре описывал свою многомесячную работу над проблемой автоморфных функций. Он не смог найти решения и пошел на военную службу. Однажды вечером, очень усталый, он выпил кофе, после чего не мог уснуть. Внезапно он увидел, что идеи и сочетания окружили его подобно атомам в пространстве: сочетались, разъединялись и внезапно составили правильное сочетание. Это была вспышка: он увидел правильное решение! Он немедленно встал, чтобы записать ход доказательства. На это ушло более получаса. Сознательному разуму потребовалось полчаса для последующей записи того, что он увидел в одно мгновение.То же самое случилось со знаменитым физиком Гауссом. Он нашел решение одной из теорем чисел аналогичным образом. Гаусс рассказывал, что был поглощен проблемой, но не мог прийти к решению, а затем, милостью божией, в молниеносной вспышке увидел все решение в целом. Каким путем пришло к нему решение, он не мог объяснить.  

В Китае и в Индии придерживались идеи циклического движения времени. Идея циклического, а не линейного движения времени характерна для Востока. Один порядок ограничен во времени, а другой вечен. Их называют Древнейшим и Младшим Небесным Порядком.Один из старейших методов прорицания заключался в том, что вечный Древнейший Небесный Порядок изображали на круглой доске, представляющей небо, а Младший Небесный Порядок рисовали на квадратной доске, представляющей землю. Через отверстие в середине каждой доски просовывали палку. Обе доски вращали в противоположном направлении и ждали, пока они остановятся. По их соотношению просчитывали ситуацию.Это один из древнейших способов прорицания. Совсем недавно такое устройство было обнаружено при раскопках в Китае. Возможно, этот способ древнее, чем И Цзин. Еще более важной мне кажется идея, связанная с двумя взаимодействующими системами, идея всеобщности.

Категория: статьи по эзотерике | Добавил: kof (03.06.2014)
Просмотров: 744

Copyright MyCorp © 2024